У нас уже нет дорог - одни паркинги
Ущерб экономике, нанесённый заторами на дорогах, по оценке экспертов, равняется потере 4% ВВП. Подсчёт потерь основывается на учёте бензина, времени и износа машин. За каждый "автомобилечас" (простой машин в пробках) бюджет страны недополучает 5 долларов. Больше всех, конечно, достаётся столичным водителям: подсчёты показывают, что потери времени составляют около полутора месяцев в год. Но эти цифры говорят о проблеме в общем. А что можно сказать о конкретных расходах?
"Тянучки" увеличивают стоимость эксплуатации машины. Известно, что новый автомобиль за год теряет приблизительно 10% своей цены. Например, если отдать за авто из Германии (Франции, Англии), допустим, 20.000 долларов, то за год машина подешевеет на 2.000 долларов. Но ведь автомобилисты проводят в городских заторах не менее часа практически каждый день. Значит, за один час дорогая (во всех отношениях) машина теряет в цене от 0,7 до 1,0 доллара. Также очень важный показатель - траты на бензин. В пробках несмотря на простой многие водители не выключают зажигание. Двигатель, работающий один час, "съедает" топлива дополнительно на 2 - 3 доллара в среднем.
Убыток приносят и различные ДТП, которые в пробках далеко не редкость. "Тянучки" часто заставляют водителя двигаться рывками. А шоссе забито транспортом, и движение из неудобного превращается в опасное, заканчиваясь нередко серьёзной аварией. К счастью, смертность в таких ДТП незначительна - из-за низких скоростей, зато материальный ущерб - существенный. И вот уже бывшему владельцу "железного друга" приходится изучать в газетах рубрику продать авто - вернее, то, что от него осталось.
А потери здоровья автомобилистов в пробках? Цифры тут тоже впечатляющие. Учёные подсчитали: один год дорожных заторов приводит к заболеванию дисфункцией лёгких; 2 - 5 лет - аллергией верхних дыхательных путей; 5 - 6 лет - хроническим бронхитом. Ну, а если человек предрасположен к астме, то дорожные пробки для него смерти подобны. Что уже говорить тогда о раздражительности, переходящей в истерику или агрессию (определяется полом водителя) и заканчивающейся глубоким стрессом - это также результат долгих стояний на дорогах.
Видимо, российским властям пора решительно браться за ликвидацию дорожных заторов! А то как бы нам не повторить мировой рекорд 2010 года, когда на трассе Пекин-Тибет протяжённость затора составила 260 км, и невезучие автомобилисты простояли в пробке несколько недель. Научный подход и опыт других стран помогут наладить движение на дорогах в цивилизованном виде. Может, дождёмся, пока в пробках стоим...